Вступили в действие поправки в Воздушный кодекс РФ, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов», согласно которым беспилотные летательные аппараты (с максимальной взлетной массой свыше 250 гр. и до 30 кг.) будут подлежать государственной регистрации и сертификации с 5 июля 2017 года. Основанием для сертификации может послужить документ о летной годности или сертификат изготовителя.
Планировалось, что Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) будет вести реестр таких воздушных судов. После регистрации в госреестре Росавиации потребуется поставить дрон на учёт в Федеральную службу безопасности (ФСБ), сообщив те же данные, что и при регистрации.
В настоящее время Правительством Российской Федерации еще не утвержден порядок, по которому будет определено, какой орган будет осуществлять регистрацию и каковы будут процедуры сертификации и регистрации.
Кроме новшеств с регистрацией, существуют и некоторые особенности при прохождении таможенного оформления беспилотников.
Беспилотные воздушные суда могут попадать под запреты и ограничения в области экспортного контроля в зависимости от технических характеристик. Для физических лиц в качестве товара для личного пользования запрещено перемещать через границу дроны, попадающие в Списки товаров и технологий двойного назначения, то есть если они могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.
ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) выделяет два критерия (поименованных в п. 9.1.12.1 раздела 1 Списка), по которым, если ваш беспилотник подходит, не требуется получение лицензии ФСТЭК:
— максимальная продолжительность полета не должна превышать 60 минут или
— контролируемый и стабильный полет не может поддерживаться при сильном ветре (до 46,3 км/ч) более 30 минут.
Данные параметры являются международными стандартами, на основе которых производители изготавливают свои модели для применения в личных целях, они были рекомендованы в 2015 году Вассенаарскими договоренностями по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения.
Таким образом, при ввозе или вывозе подобной продукции следует иметь на руках всю необходимую техническую документацию (паспорт на изделие, инструкцию по использованию) с подтверждением указанных характеристик.
Помимо указанных выше критериев ваш беспилотный летательный аппарат не должен иметь любое видеотранслирующее оборудование и/или навигационные приборы, в противном случае он будет также подлежать процедуре получения лицензии ФСТЭК. Подобные ограничения также коснуться дополнительного оборудования для квадрокоптеров – видео оборудования и навигационной аппаратуры.